По итогам семи месяцев гибриды компании Li Auto стали самыми популярными среди «зеленых» автомобилей, ввозимых по параллельному импорту. Кажется, покупателей не пугает ничто: ни исключительно дилерская гарантия, ни покрытое мраком будущее не накрутившего пока солидных пробегов «железа» и не испытанных тысячами циклов зарядов батарей, ни отсутствие русификации. Что же в тебе такого, «Ли-сянь»?
– Привет! Поможешь мне активировать новую машину? – Привет, конечно, чем могу!
Один мой успешный друг недавно получил в распоряжение купленный на компанию Lixiang L7. И когда прошел первый кураж от темно-зеленого металлика и оранжевого салона, решил разобраться со всеми функциями приобретения, что оказалось непросто. Мой кураж тоже быстро иссяк: оказалось, что я не помогу разобраться с «Ли» от слова «совсем». Инструкция по активации прилетела мне в мессенджер в формате двух PDF-файлов на 13 и 11 страниц, и первые же строки показали, насколько все запущено.
«Покупателю из России для доступа к приложению производителя автомобиля потребуется купить физическую SIM-карту на свое имя в Китае или создать виртуальный телефонный номер. Для второго случая потребуется зарегистрироваться в социальной сети WeChat. Прежде чем начать регистрацию, необходимо знать, что потребуется пользователь с активным профилем WeChat, который должен отсканировать QR-код, появившийся у вас на смартфоне при прохождении регистрации. Это может быть кто-то из ваших друзей или знакомых. В WeChat действуют серьезные политики безопасности и правила общения. Ознакомьтесь с ними прежде, чем использовать приложение. Нарушитель, а также пригласившее его лицо могут быть заблокированы без возможности восстановления учетной записи».
И это мы еще к машине не подошли! Хорошенькое начало для покупки автомобиля у крупного и в недавном прошлом официального дилера премиум-сегмента. С тех пор прошло несколько месяцев, и проблема с активацией благополучно решилась – правда, за «танцы с бубном» другу пришлось заплатить пару десятков тысяч рублей. Но что это на фоне цен? Предложения под заказ стартуют с 5,2-5,3 миллиона рублей, а экземпляры из наличия доходят до 8,6-9 миллионов, и цены продолжают расти.
Исхитрись-ка мне добыть
О компании Li Auto никто не слышал до конца 2018 года: тогда под названием One дебютировал последовательный гибрид в форм-факторе кроссовера, быстро набравший популярность в Китае. Спустя три года компания представила сразу три кроссовера под именами L7, L8 и L9, затем вышел электрический минивэн Mega, а минувшей весной – и младший кроссовер L6. Все эти модели ориентированы исключительно на внутренний рынок Китая, но параллельная вселенная открыла портал для экспорта в Россию. Из всей этой компании нашим покупателям приглянулись «семерка» и «девятка» – по итогам семи месяцев 2024 года на учет в России встали пятнадцать с лишним тысяч таких кроссоверов.
Тестовая «семерка», которую мы взяли у компании «Автодом», – из дорестайлинговой партии. Более новые машины выпуска второй половины 2024 года визуально можно отличить по переехавшему с заднего бампера на пятую дверь номерному знаку. Но концепция осталась прежней: Li7 – это полноприводный последовательный гибрид. В данном случае машину приводят в движение передний и задний электродвигатели суммарной мощностью 449 л.с., а установленный под капотом 1,5-литровый 154-сильный бензиновый турбомотор играет роль генератора и не связан с колесами.
По логике гибрид – не самая эффективная схема, поскольку машину приходится оснащать двумя типами двигателей, а это явно технически непросто и дорого. Однако у последовательной схемы есть и очевидные плюсы. Первый – меркантильный. Сейчас в России Lixiang 7 растаможивают как электромобиль, и это позволяет сэкономить на его конечной цене. А еще владелец будет платить небольшой транспортный налог.
Второй момент – практичность чисто эксплуатационного характера. Вы фактически ездите на электрокаре, но ситуация, при которой машина полностью разряжается и превращается в тыкву, исключена. При падении заряда тяговой батареи до минимума запускается ДВС, и вы продолжаете движение. Li Auto декларирует суммарный для «Ли» максимальный пробег в 1135 км (по циклу VLTC), а чисто на электричестве – 190 км. Жителю мегаполиса этого более чем достаточно, а если собрались рвануть в далекое путешествие, можно не терять время на зарядках.
Мягко стелет
В этой машине необычно все, начиная от «симметричного» дизайна передней и задней частей кузова в робокоп-стиле с горизонтальной светодиодной полосой (именуемой в народе «монобровью») до почти тотального отсутствия физических кнопок в интерьере и потрясающей графики (разрешение 3K) двух огромных тачскринов диагональю по 15,7 дюйма с мгновенным откликом на касание. В тестовой машине нет даже английского меню, и обилие иероглифов на цифровом поле перед глазами создает еще более футуристическую атмосферу. Но точно не упрощает взаимодействие с машиной, потому как все до единой настройки зашиты в меню.
Еще лет пятнадцать назад сюжет с водителем, наводящим на плоский монитор камеру невиданной формы телефона со встроенным переводчиком, мог бы повергнуть в культурный шок, а для нас сегодняшних все это вполне буднично. Спасибо хоть подробная дорожная информация транслируется на проекционный дисплей диагональю 13,3 дюйма, в том числе и анимационная картинка с попутными транспортными средствами и пешеходами, которую компьютер моделирует благодаря десятку видеокамер. Залить прошивку можно, есть и предложения по русификации. Правда, все это может слететь при очередном обновлении машины, и как минимум придется проходить процедуру обучения языку повторно.
С точки зрения комфорта Li готов поспорить с лидерами европейского премиума. Тут вам и натуральная кожа и замша, особенно приятны маленькие «пуховые» подушечки на подголовниках – так и хочется откинуть голову и прикорнуть. Дети моего друга не дадут соврать: пассажирам второго ряда трудно найти повод для жалоб. Девчонки-подростки в восторге от мягких сидений, спинки которых отклоняются на сорок градусов нажатием кнопки (ура, хоть пара кнопок все же нашлась!). У заднего правого пассажира под ногами еще и выдвижная подставка под ноги. Ну и, естественно, для всех кресел предложен не только обогрев, но и вентиляция с массажем.
Заснуть при спокойном движении в этой машине действительно проще простого. Беззвучный старт в ответ на касание правой педали, и «Ли» упруго и мягко набирает максимально разрешенную в городе скорость. Хочется быстрее? Press the pedal to the metal, и кроссовер вдавливает тебя в плюшевые кресла, унося навстречу первой сотне километров в час за сумасшедшие 5,3 секунды. Поколесив первый день по городу, я так ни разу и не услышал голос бензинового мотора, поскольку был выставлен электрический режим. Но алгоритм можно поменять, выбрав гибридный режим или вообще приоритет топлива. В последнем случае бензиновый мотор снабжает энергией и тяговую батарею, и электродвигатели. Таким образом можно зарядить батарею, например, на трассе во время длинного перегона, а по прибытии в город перемещаться исключительно на электротяге.
А что будет, если шарашить на электричестве на все деньги? По мере разрядки батареи динамика ухудшается: с наполовину разряженным аккумулятором L7 достигает скорости в 100 км/ч примерно за 8 секунд, когда заряд падает до 25%, разгон до сотни требует уже почти 10 секунд, а дальше в работу включается бензиновый генератор. В среднем же при вдумчивом подходе к выбору режимов движения можно уложиться в средний расход в 15-20 кВт и 7-8 литров бензина. Но все, естественно, индивидуально.
Если долго держать скорость в 130 км/ч, аккумулятор быстро теряет заряд, а расход бензина возрастет до 11 л. Другой пример – мой друг, в офисе которого установлена зарядная станция, а у дома есть бесплатный «столбик» от «Энергии Москвы». В результате на бензин за несколько месяцев владения потрачено от силы 4 тысячи рублей. Процесс зарядки батареи емкостью 42,8 кВт·ч с 20% до 90% занимает примерно час, так что при разумном подходе к распределению времени обладание «электричкой» может быть удобным и выгодным. Однако все течет, все изменяется, вот и представители «Энергии Москвы» на днях порадовали сообщением о том, что в скором времени аукцион невиданной щедрости может подойти к концу, и ток потечет по проводам уже не бесплатно.
За пару дней езды по разным дорогам я оценил и комфорт L7. У машины неплохой багажник, объем которого легко увеличить, откинув спинки посредством электропривода, а если сложить среднюю секцию, сюда спокойно войдет и пара лыж. Еще у кроссовера адаптивная пневмоподвеска, позволяющая для удобства погрузки и посадки в машину уменьшить дорожный просвет опять-таки нажатием кнопки. На трассе электроника принудительно прижимает «Ли» к асфальту относительно стандартного положения ради устойчивости и аэродинамики. Вне асфальта L7 в состоянии подняться над грунтом, по нашим замерам, примерно на 210 мм.
Подвеска понравилась не только практичностью, но и плавностью хода, причем не в ущерб управляемости. Кроссовер мягко стелет даже по асфальтовым заплаткам и безболезненно проходит разнокалиберные неровности. При этом «семерка» уверенно стоит на прямой, не склонна к раскачке, а повороты проходит вполне себе собранно и прогнозируемо.
Отдав ключи от L7 дилеру, я прошел мимо парковки салона с шеренгой Tank 500. Казалось бы, огромный рамный внедорожник, суровый и условно неэкологичный, зато с отменной проходимостью и щедро оснащенный для наших условий подходит лучше гибридов и электромобилей. Однако спрос на Lixiang и Zeekr доказывает, что немало людей готовы переключиться на высокие технологии, хоть зеленая техника в пересчете с зеленых купюр часто стоит дороже вариантов с двигателями внутреннего сгорания.
Электрика вызывали?
Несмотря на отсутствие официальных поставок, гибриды Li Auto очень популярны в России, особенно с учетом цены, чисто китайского происхождения и совершенно неизвестного еще несколько лет назад бренда. На одном из крупнейших сайтов объявлений только по модели L7 почти 750 предложений.
Почти столько же предложений – по Zeekr 001, у которого три принципиальных отличия от L7. «Ноль ноль один» – не кроссовер, а обычный лифтбек; он чистый электромобиль, а не гибрид. Это детище концерна Geely (а, следовательно, и шведская Volvo приложила к нему руку), а не безвестного еще несколько лет назад стартапа. А роднит Zeekr и Lixiang тот факт, что оба поставляются в Россию по «серым» каналам и стали потрясающе востребованными.
В пределах 4,5-4,7 миллиона рублей есть варианты не только со статусом «под заказ», но и уже привезенные в Россию. Базовые заднеприводные версии мощностью 272 силы почти не встречаются. В основном представлены полноприводные 544-сильные Zeekr 001 с запасом хода 656 км. Рестайлинговые «электрички» доходят в цене до 9-9,7 миллиона рублей. Но это не предел. После обновления у 001 появилась версия FR с моторами суммарной отдачей 1265 л.с.: от нуля до сотни – за 2,02 с! За такие гиперкары просят от 12,5 до 17,7 миллиона.
А если хочется что-то не менее технологичное, но с гарантией и полноценной официальной поддержкой? Ближайший аналог – Voyah Free. Кроссовер от концерна Dongfeng продается в России в трех версиях. Чистый электромобиль развивает 490 сил, набирает сотню за 4,7 с и проезжает до 500 км. Цена – 5,5 миллионов рублей. Есть и два гибрида. Один – 490-сильный с запасом хода 800 км и динамикой 4,8 с – стоит 6 млн рублей. Второй мощнее (693 л.с.), проезжает меньше (674 км), разгоняется до 100 км/ч быстрее всех (4,5 с), а стоит 5 миллионов.
Lixiang L7, Zeekr 001 и Voyah Free по характеристикам, оснащению и уровню отделки вполне тянут на статус премиальных моделей. Аналоги от «большой немецкой тройки» за сопоставимые деньги будут чисто бензиновыми или дизельными, проще оснащенными и при этом заметно более дорогими.
Технические характеристики Lixiang L7
Кузов
Тип кузова
универсал
Число дверей/мест
5/5
Длина/ширина/высота, мм
5050/1995/1750
Колесная база, мм
3005
Колея передняя/задняя, мм
1725/1741
Масса снаряженная/полная, кг
2450/3080
Объём багажника, л
801
Силовая установка
Тип
последовательная гибридная
Суммарная отдача силовой установки, кВт/л. с., Н·м
330/449, 60
Бензиновый двигатель
Тип
бензиновый, турбированный
Компоновка и расположение
рядный, спереди, поперечно
Число цилиндров/клапанов
4/16
Рабочий объём, см³
1496
Мощность, л.с./об/мин
154/н.д.
Электрический двигатель
Число
2
Передний двигатель
Мощность, кВт/л.с.
130/177
Крутящий момент, Н•м
220
Задний двигатель
Мощность, кВт/л.с.
200/272
Крутящий момент, Н•м
400
Трансмиссия
Привод
полный
Ходовая часть
Подвеска передняя
независимая, пневматическая, многорычажная
Подвеска задняя
независимая, пневматическая, многорычажная
Тормоза передние
дисковые, вентилируемые
Тормоза задние
дисковые, вентилируемые
Рулевое управление
реечное, с электроусилителем
Размерность шин
225/50 R20
Эксплуатационные характеристики
Время разгона 0–100 км/ч, с
5,3
Запас хода на электротяге, км, VLTC
1135
Расход топлива, cмешанный, л/100 км 7,6
Ёмкость топливного бака, л
65
Топливо
АИ-95